Определение цвета — трудный шаг эстетического лечения

«ДентАрт» №3, 2006 год

Мария Горюнова,
Медицинская фирма «Витал ЕВВ»
(г. Екатеринбург, Российская Федерация)
education@vitalevv.ru

«Как фальшивая нота может вызвать дисгармонию в музыке, так и неправильно выбранный цвет разрушит тот желаемый результат, к которому мы стремились»

Рональд Гольдштейн

Одним из самых главных факторов, влияющих на успешность реставрации зубов современными композиционными материалами, а также на результаты протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, отбеливания и любого эстетического лечения, является правильное и точное определение цвета зубов. До недавнего времени определение цвета и планирование реставрационных конструкций в стоматологии проводили, ориентируясь только на субъективное визуальное восприятие и сравнение со стандартной цветовой шкалой. Большинство стоматологов и сейчас в своей клинической практике использует шкалу, состоящую из 16-20 цветовых шаблонов. Это, например, Хромаскоп (Ивоклар Вивадент), цветовая шкала ВИТА (ВИТА), Эстет-Икс (Дентсплай), Венус (Кюльцер). Шаблоны изготавливают из керамики, пластмассы или композиционного материала. Они имеют форму, характерную для верхних центральных резцов. На каждый шаблон нанесена цифровая маркировка. Все 16-20 шаблонов, как правило, распределены на четыре базовые цветовые группы: коричневые, желтые, серые и красно-серые. Для определения цвета врач выбирает один из шаблонов, располагает его рядом с естественным зубом и визуально определяет, соответствует ли выбранный оттенок шаблона цвету собственного зуба. Если шаблон не подходит, его заменяют на следующий, и процедура сравнения повторяется (рис. 1).

Сравнение с шаблонами может проводиться несколько раз. После того, как выбран оттенок, наиболее приближенный к идеальному, врач приступает к реставрации, отбеливанию или же, если речь идет об ортопедической конструкции, рисует цветовую карту, на которой изображает распределение цветов на поверхности зуба, и отсылает ее в лабораторию. Согласно этой карте зубной техник выбирает соответствующие керамические массы для реставрационной конструкции. При этом, несмотря на значительное количество времени, потраченное на подбор цвета, и соблюдение всех рекомендаций, созданная реставрационная конструкция не всегда соответствует по цвету естественным зубам пациента. Это связано с рядом объективных причин. Определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень полихромны (многоцветны). Действительно, в реальности живой зуб имеет гораздо больше оттенков и цветовых комбинаций, чем в стандартной цветовой шкале. В естественных зубах человека каждый слой тканей несет индивидуальные физико-оптические характеристики, зависящие от витальности зуба, возраста, состояния тканей пародонта, степени стираемости твердых тканей и других факторов.

Кроме индивидуальных особенностей зубов, несовершенство стандартного метода определения цвета обусловлено многими другими факторами, и именно эти причины легли в основу поиска более объективных и точных методов определения цвета. Если мы не можем измерить цвет, мы должны его контролировать. Без измерения, описания и проверки цвет не может быть надежным и достоверным. Для этого нужны новые технологии определения цвета, дающие стабильные и достоверные результаты, технологии, которые большинство специалистов могло бы одобрить и внедрить в свою практику. К таким новым технологиям относятся цифровые технологии определения цвета, направленные на улучшение коммуникации между специалистами и получение стабильных и прогнозируемых результатов.

Особенности субъективного визуального восприятия

Очень часто возникают проблемы, связанные с невозможностью вербальной передачи особеннос; тей цветового восприятия. Обусловлено это двумя причинами: наличием языкового барьера и существованием своего «видения» цвета у каждого человека. Для описания цвета могут быть использованы различные термины, например, такие: «добавить контрастности», «добавить плотности», «все свести к среднему тону», «сделать чище», «больше текстурированности поверхности», «выдержите баланс серого», «больше опаковости», «больше опалесценции»... То есть один и тот же цвет можно описать, используя совершенно разные прилагательные. Нередко возникают ситуации, когда врачу или зубному технику приходится корректировать цвет реставрационной конструкции, руководствуясь следующими инструкциями пациента: «Этот цвет слишком теплый» или «…слишком холодный». Как на основании этих фраз можно понять, что именно следует сделать? Единственный вывод, который можно сделать с полной уверенностью, — это то, что пациента не устраивает существующий цвет. На наше восприятие цвета влияет индивиду; альный, или I;фактор. Каждый индивидуум воспринимает цвет по-разному. То, как мы видим цвет, заложено генетически. Это подтверждается тем, что и цветовая слепота передается по наследству.

На восприятие цвета также влияет географи; ческое положение. Эскимосы большей частью видят в повседневной жизни коричневатые, землистые и другие сумеречные и приглушенные цвета. Это те оттенки, к которым они привыкли. Попробуйте перенести их на Карибские острова, и они будут буквально ошеломлены яркой, многоцветной палитрой окружающих цветов, при определении которых у них возникнут явные затруднения. Но зато для названия снега, который для нас просто белый, у жителей Севера существует множество определений, среди которых есть и связанные с его цветовым восприятием. Климат, свет и даже уровень экономического развития — все эти составляющие влияют на то, как группа людей воспринимает цвет. Ведь восприятие цвета — это не только то, что видят наши глаза, но и то, как мы научились интерпретировать увиденное.

В некоторых случаях цвет может быть просто нашим ощущением, а не объективным восприятием. Проявляется этот феномен в таких устойчивых речевых оборотах, как «радужное настроение», «мрачное настроение», «розовые очки», «тоска зеленая», «синий понедельник», «черный глаз», «красна девица», «светлый образ», «позеленеть от зависти», «почернеть с горя» и т.п. В действительности, эти термины не отражают реальную цветовую картину, а передают наши чувства, ощущения.

Воздействие эмоций на цветовосприятие

Ученые выявили тесную взаимосвязь выбора цвета с регуляцией общего эмоционального тонуса и активности и на этой основе создали гипотезу о взаимообусловленности восприятия цвета и изменений психологического и психофизиологического состояния человека. Таким образом, можно предположить, что психологическое состояние, которое сопровождает восприятие того или иного цвета, может влиять на сам процесс цветового восприятия, характерным образом изменяя чувствительность к соответствующим цветам. «Если данный раздражитель специфичен в отношении реакции, то реактивность организма специфична в отношении данного раздражителя» (Хайнд, 2004). В ходе культурно-исторического развития человек научился использовать это свойство цвета в качестве внешнего (и внутреннего) способа произвольной регуляции своего физиологического и психологического состояния. Безусловно, определенные цвета влияют на наше настроение. Именно по этой причине вы, вероятно, никогда не увидите регистратуру стоматологической клиники/ больницы, выкрашенную в красные тона.

На рисунке 2 показан пример того, что цвет может быть ощущением. Сколько черных точек в узлах решетки показано на этой иллюстрации? Ни одной, это просто иллюзия. В головном мозге создается ощущение, что черные точки есть, но если начать следить за ними глазами и попытаться их сосчитать, можно заметить, что они двигаются. Этот рисунок, может быть, не имеет прямого отношения к восприятию цвета, но является отличным примером того, как легко могут обмануться глаза. Вполне закономерно, что мы верим в реальность того, что видим, но часто это совсем не так.

Усталость сетчатки

Убедиться в обманчивости визуализации можно также с помощью следующего примера. На рисунке 3 мы видим два цветных квадрата и крестик. Если смотреть на крест в середине рисунка в течение 10-15 секунд, не смещая фокус зрения в стороны (на квадраты), а затем перевести взгляд на рисунок 4, то в течение нескольких секунд мы продолжаем видеть на белом поле рисунка цветные квадраты, но при этом они как будто поменялись местами по сравнению с изображением на рис. 3. Это пример того, что называется усталостью сетчатки. Продолжительный взгляд на яркие цвета оставляет за собой «постизображение», или следовую реакцию. При этом в постизображении цвета меняются на комплементарные. Такой феномен возникает со всеми хроматическими цветами. Для того, чтобы этот эффект «сошел на нет», глазам может потребоваться значительный отдых. Очень важно понимать момент усталости сетчатки и помнить о нем, поскольку для правильного выбора цвета зуба последнее, что следует делать, — это пристально, не отрываясь, смотреть на цветовой шаблон. Чем дольше это делать, тем меньше вероятность корректного выбора цвета.

Если возникает затруднение при определении цвета, следует несколько секунд посмотреть на нейтральную серую поверхность, т.е. дать глазам отдохнуть, после чего можно вернуться к определению цвета. Именно поэтому стены врачебных кабинетов обычно красят в светло-зеленые тона.

Воздействие окружающего фона на цветовосприятие

О других особенностях, влияющих на точность определения цвета, можно узнать, посмотрев на рисунки 5 и 6. Серые полосы на рисунке 5 выглядят разными. Одна кажется темнее другой. Точнее, одна кажется более синей, чем другая. Хотя на самом деле полосы имеют одинаковый цвет (рис. 6). При этом они действительно должны выглядеть по-разному, поскольку то, как мы воспринимем цвет объекта или области, зависит не только от цвета самого объекта, но и от цвета окружающей среды (фона). У человеческого зрения нет способности выделять конкретные области и оценивать только определенные участки. И только прибор обладает такой способностью, и это одно из главных его преимуществ над нашей зрительной системой. Феномен, изображенный на рис. 6, называется эффектом влияния фона и окружающих цветов. Не только сам цвет окружающих областей оказывает влияние, но и размер этих участков. Центральная ямка воспринимает мельчайшие детали, но находится под влиянием остальных отделов глаза. Поэтому необходимо всегда оценивать поле зрения.

Следующее ограничение, затрудняющее процесс определения цвета, — это особенность памяти. Человеческая память способна прочно и долго сохранять в себе цифровую, историческую, географическую и другую информацию. Но, к сожалению, невозможно запомнить и удержать в памяти все комбинации цветов и их оттенки. Зрительная память человека не может долго хранить весь спектр увиденной информации. Поэтому в нашей работе мы должны постоянно сравнивать цвета между собой, чтобы определить разницу.

Влияние источников света на цветовосприятие

Одним из самых важных элементов, оказывающих влияние на восприятие цвета, является световой источник, освещающий оцениваемый объект. Отсутствие принятого стандарта освещения очень часто ведет к разной (и порой неправильной) интерпретации цвета при разных световых условиях. В литературе встречаются различные мнения авторов по поводу условий для определения цвета. Эрнст А. Хегенбарт считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, — именно он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк. В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врачастоматолога и зубного техника.

По мнению С.И. Абакарова и Д.С. Абакаровой, современные стоматологические светильники создают оптимальные условия для определения цвета, а естественный свет не является обязательным условием.1

Эти авторы также считают допустимым снижение норм естественного освещения в помещениях с совмещенным освещением до 60% значений коэффициента естественного освещения. Важно также правильно рассчитать количество света, падающего на исследуемые зубы. Избыточное количество света дезориентирует врача — он будет склоняться к более светлым тонам. Значительное увеличение интенсивности света вызывает изменения в цветовом зрении. Из качественных характеристик освещения, оказывающих влияние на функцию зрения, отмечают распределение яркости и наличие блесткости в поле зрения. При переводе взгляда с одной поверхности на другую, резко отличающуюся по яркости, происходит адаптация глаз, поэтому перепады яркостей не должны превышать соотношение 1:3.5

На точность определения цвета зубов также влияет цвет окружающей обстановки: стен, потолка, пола, штор, мебели и т.д. При наличии ярких насыщенных цветовых пятен вокруг рабочего места возможно искажение цветового восприятия. Стены, потолок и пол стоматологического кабинета, а также имеющееся оборудование и мебель должны иметь оптимальную цветовую гамму (желто-зелено-голубую) с коэффициентом отражения не ниже 40%. Даже отражение от цветных халатов может существенно повлиять на восприятие цвета естественных зубов и расцветки. Наличие губной помады, ярких румян и других контрастных по цвету средств макияжа также может оказывать влияние на цветовосприятие. Особенности взаимодействия различных ощущений обуславливают необходимость учитывать окружающую обстановку: в рабочей комнате не должно быть посторонних звуков, тем более шумов, вспышек света, пыли, температурного дискомфорта, так как все это может повлиять на эффективность эстетического лечения.3 Таким образом, несоблюдение стандартов освещенности часто приводит к неправильному определению цвета.

Влияние возраста на цветовосприятие

Еще один параметр — возраст. К сожалению, старение влияет на очень многие способности человеческого организма, в том числе и на способность оценивать цвет. С возрастом белочная оболочка, покрывающая наши глаза, желтеет. При этом глаза начинают воспринимать все в более темном тоне, поскольку желтый пигмент задерживает синюю часть спектра, и в результате все становится более желтым. Это происходит постепенно и очень медленно, и мы, как правило, изменений не замечаем. Тем не менее, для точного определения цвета необходим минимальный возраст и максимальный опыт (например, 20 летний студент без опыта, но со свежим взглядом, или опытный 50-летний специалист с 30-летним стажем работы). Последние исследования показали, что пик физической способности определять цвет имеет место в 8 лет! Кстати, каждый 13-й мужчина и каждая 300-я женщина страдает цветовой слепотой. Таким образом, на индивидуальное восприятие цвета влияют многие факторы. При продолжительном взгляде на яркие цвета мы начинаем видеть противоположные тона. Это называется усталостью сетчатки. На определение цвета оказывает влияние цвет окружающей области. Это называется эффектом фона. Человек имеет плохую цветовую память, особенно это касается цветов одной гаммы.

Трехмерная модель цвета Манселла

Процесс определения цвета волновал не только стоматологов. Альберт Манселл первым создал методологию, получившую всемирное признание. Манселл был художником, профессором Бостонского университета, выпускником Юлианской Академии Искусства Парижа. В связи с тем, что днем он был занят преподаванием, ему приходилось рисовать вечером и даже ночью. Обычно днем он запоминал и тщательно изучал образ, а ночью воспроизводил его в своих картинах. Рисовал Манселл при свечах и масляных лампах. Будучи очень наблюдательным человеком, он заметил, что при дневном свете его картины выглядят не так, как вечером при свете свечей и масляных ламп. Манселл пришел к выводу, что изменение цвета происходит при изменении условий освещения. Он решил найти способ упорядочить цветовые оттенки, чтобы можно было рисовать в любое время суток, не обращая внимания на влияние освещения. В результате Манселл изобрел первую нумерическую систему цветов, а также заложил основы науки о цвете.

В первую очередь Манселл разделил цвета по их оттенкам. Оттенок — это параметр, по которому чаще всего и подразумевают цвет. Скорее всего, это происходит интуитивно. Маленький ребенок будет демонстрировать эту тенденцию, если ему дать набор цветных предметов. Манселл решил представить разнообразие цветовых оттенков в виде круга. Он распределил основные тона вдоль окружности таким образом, чтобы они плавно переходили друг в друга (рис. 7).

Вторым параметром цвета Манселл выбрал яркость (или светлоту), позволяющую отличать светлые оттенки от темных. Яркость зависит в основном от количества световых лучей, отраженных поверхностью данного цвета, по отношению к другим цветам при том же освещении. Обычно яркость измеряется в процентах от 0% (черный) до 100% (белый) (рис. 8). Третий параметр в концепции Манселла — насыщенность. Это интенсивность цвета, его отличие от серого. Насыщенность определяет количество серого цвета в оттенке, измеряется в процентах от 0% (серый) до 100% (полная насыщенность). Насыщенность — качественный параметр, по которому мы отличаем интенсивные насыщенные оттенки от бледных ахроматичных (рис. 9).

Переход от серого к синему, показанный на рисунке, иллюстрирует изменение насыщенности цвета без изменения тона или яркости. Насыщенность не зависит от яркости и тона. Она представляет собой третье измерение, в котором может меняться цвет. Соединив все параметры вместе, Манселл создал трехмерную (пространственную) модель цвета (рис. 10). Эту модель можно использовать для точной характеризации цвета — так же, как используется для определения точного положения на поверхности земли широта, долгота и высота над уровнем моря. Таким образом, эти параметры можно интерпретировать как три оси координат, с помощью которых можно графически представлять положение видимого цвета в цветовом пространстве. Благодаря разработке Манселла появилась возможность нумерически точно описывать любой цвет. Сегодня на основе идей Манселла построено множество цветовых шкал различных типов. Например, отражением идей Мансела является шкала 3D-Мастер (производство ВИТА), в которой заложены все три характеристики цвета (рис. 11).

Цифровые технологии определения цвета

Приходится признать, что существующий субъективный метод определения цвета с использованием даже самых хороших цветовых шкал является далеко не совершенным. Ведь для точного определения цвета нужно правильно рассчитывать все три его параметра. И даже неправильное определение яркости приведет к тому, что реставрация будет выделяться неестественным пятном на фоне остальных зубов. С.И. Абакаров и Д.С Абакарова предложили применять информационно-топографические карты, на которых в горизонтальной и вертикальной плоскостях отмечаются характерные индивидуальные особенности зубной поверхности. Вместе с этими картами в зуботехническую лабораторию передают макрофотографии и слайды, полученные с помощью цифровой камеры.1 К сожалению, даже при правильном определении цвета могут возникнуть затруднения в письменном оформлении рекомендаций стоматолога, столь необходимых для создания эстетичных реставраций в зуботехнической лаборатории. Чаще всего это связано с нехваткой времени на корректное оформление письменных рекомендаций по цвету. Использование цифровой или аналоговой фотографии не всегда является решением проблем коммуникации между лабораторией и клиникой. Не всегда фотографии выглядят идеально (рис. 12 a и б). Ведь их качество и точность также определяется рядом параметров: условиями освещения, выбранным углом фотосъемки, значениями выдержки и диафрагмы, настройкой вспышки. Поэтому фотография не всегда позволяет точно воспроизвести цвет зуба, однако предоставляет ценную информацию о структуре и поверхности эмали, о форме зубов и их соотношении с окружающими тканями.

Безусловно, можно проводить корректировку цвета реставрации и на этапах примерки, если это касается непрямых реставраций, и после восстановления зуба композитом, но, тем не менее, изначальное правильное определение цвета может существенно сэкономить время врача, техника и пациента. Если клиники не имеют собственных зуботехнических лабораторий, погрешности в определении цвета могут не только привести к увеличению затрат времени, но и повысить себестоимость работы. Развитие цифровых технологий способствовало появлению объективных систем для определения цвета, не зависящих от освещения и окружающих условий. Используя в клинической практике подобные системы, можно существенно сократить время, требующееся для определения цвета. Для того, чтобы научиться применять их в работе, нужна минимальная практическая тренировка. Тем не менее, и стоматолог, и зубной техник должны обладать достаточными знаниями о цвете и опытом, чтобы воспринимать природные составляющие цвета и правильно интерпретировать данные, полученные цифровым прибором.

Использование систем для определения цвета на основе автоматизированного программирования и аналитических технологий служит существенной поддержкой стоматологу в процессе традиционного определения цвета. Существующие системы отличаются друг от друга по принципу, который заложен в основу их работы.

Основными устройствами для определения цвета на сегодняшний день являются: денситометры, спектрофотометры и колориметры, к некоторым из них прилагается программное обеспечение. Денситометр — это фотоэлектрическое устройство, которое замеряет и вычисляет, какой процент от известного объема света отражается от объекта (или проникает через объект) (рис. 13). Примером такого устройства является денситометр Флечен-Мессгерейт.

Спектрофотометр замеряет спектральные данные, то есть количество световой энергии, отраженной от объекта. Основной узел спектрофотометра — источник света, которым освещается образец. Он должен испускать белый свет. Падающий свет отражается от объекта, проходит разложение при помощи дифракционной решетки, которая разлагает отраженный свет в спектр, и регистрируется фотоприемником. Далее по известным характеристикам источника света и фоторецептора встроенное в прибор микропроцессорное устройство за считанные секунды вычисляет координаты цвета (рис. 14). Аппаратами для определения цвета, в основу действия которых положен спектрофотометрический принцип, являются ШейдАй Экс (Шофу), СпектроШейд (ЭмЭйчТи Интернешнл), Изи Шейд (ВИТА).

Колориметр также измеряет интенсивность светового потока, но в отличие от денститометра и спектрофотометра, разделяет свет на красный, синий и зеленый компоненты (примерно так же, как это делает человеческий глаз, то есть, — это технология «искусственного зрения»).

Одной из систем на основе «искусственного зрения» является ШейдСкан (Сайновед). Принцип ее работы основан на анализе цифрового изображения зуба, получаемого при условиях, контролируемых процессором прибора. Информация, получаемая этой системой, является максимально полной, она позволяет оценить все параметры цвета. С помощью программного обеспечения ШейдСкан можно создать цветовую карту зуба с четырьмя типами разрешения (рис. 15). Это прибор, в котором можно выбрать интерпретацию данных в той цветовой шкале, с которой вы работаете (например, ВИТА Классик, ВИТА 3D-Мастер, Хромаскоп, Винтэдж Хэло, Нуритаки, Эстет-Икс и др.). Прибор позволяет оценить прозрачность зуба, а также яркость, насыщенность и тон (рис. 16). Функция Энхенс позволяет усиливать изображение особенностей структуры зуба, помогающее выявить все его характеристики (микротрещины, мамелоны, участки гипоплазии).

Весь спектр информации, полученной прибором, обобщается в виде комплексной цветовой карты, в которой представлены все цветовые характеристики, а также сведения о пациенте, стоматологе и исследуемом зубе (рис. 17). Подобную карту можно отправить в лабораторию по электронной почте или передать на карте памяти. Еще одной отличительной особенностью данного аппарата и ряда других современных приборов (Изи Шэйд, ВИТА; Шэйд Ай Экс, Шофу) является сочетание эргономичности, портативности и удачного конструктивного решения. Некоторые аппараты, и в частности ШэйдСкан, имеют ряд дополнительных функций. Программная опция ШэйдЧек позволяет сравнить соответствие реставрации естественным зубам непосредственно перед примеркой. Эта функция помогает не только оценить цвет зуба в ортопедической конструкции, но и выявить причину возникшего цветового несоответствия, которое часто возникает совсем не по причине неправильного выбора базового оттенка, а из-за неправильно спланированных прозрачности или яркости.

Прибор для определения цвета ШэйдСкан можно использовать не только на ортопедическом и терапевтическом приемах для создания непрямых эстетичных конструкций и прямых композитных реставраций, но и при отбеливании зубов. Имеющаяся в нем функция ШэйдУайт предназначена для имитации результатов процедуры отбеливания. Наличие подобных опций — хороший маркетинговый инструмент, так как позволяет наглядно продемонстрировать пациенту предполагаемые результаты. Кроме того, использование аппарата ШэйдСкан позволяет контролировать процесс отбеливания. Можно определить цвет зуба до отбеливания и после него, при этом не только наглядно продемонстрировать происходящие изменения пациенту, но и проконтролировать, какой именно параметр цвета больше изменяется в процессе отбеливания, повышая тем самым эффективность процесса. Анализируя эти данные, можно выбрать лучшую тактику и методику отбеливания для конкретного пациента.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование аппарата для определения цвета создает следующие преимущества:

  • увеличивается клиническая эффективность;
  • экономится время врача и техника;
  • появляется возможность создавать высокоэстетичные прямые и непрямые реставрации;
  • уменьшается их стоимость (за счет экономии на переделках);
  • повышается репутация стоматологической клиники и лаборатории.

Компьютерные системы для определения цвета становятся надежными помощниками врача и зубного техника. Их уникальная особенность независимости от условий окружающего освещения помогает создавать реставрации, не отличаемые по цвету от соседних зубов. И хотя не все аппараты позволяют оценить одновременно всю поверхность зуба и не дают информацию обо всех параметрах цвета, точность данных, полученных в результате их применения, очень высока и вполне достаточна для того, чтобы гарантировать эстетичные реставрации.

Литература

  1. Абакаров С.И., Абакарова Д.С. Оптимальные условия и особенности определения и создания цвета в керамических и металлокерамических протезах//Новое в стоматологии. —2001. —№ 7. —С.23-29.
  2. Грисимов В.Н. Преломление света на поверхности эмали// Новое в стоматологии. —1997. —№ 4. —С.24-27.
  3. Луцкая И.И., Новак Н.В., Терехова Н.В. Выбор цвета в эстетической стоматологии//Новое в стоматологии. —2001. —№ 7. —С.5-9.
  4. Майстренко А.А., Толчек Л.Г. Принципы определения цвета// Зубной техник. —2001. —№ 1. —С.44
  5. Фролова Н.И. Оптимизация цвето-световой среды рабочего места врача-стоматолога: Автореф. дис. …канд. мед. наук. — М., —2000. —22с.
  6. Fay Goldstep. Intuitive guide to shade selection//Dentistry Today. —September. —2000. —P.72-75.
  7. Jean Sagara. Shade matching for today's dentistry//Dental Economics. —January 2002. —P.63-67.
Наверх